Самооценка и уровень притязаний личности

Самосознание личности. «Я» — концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты.

В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные, а у остальных — нереалистичные.

Притязания — это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании. Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний.

https://www.youtube.com/watch?v=Bkqn3O18fvw

Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний. До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот — притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.

Уровень притязаний характеризуется:

  • уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
  • выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий — притязания в настоящий момент;
  • желаемый уровень своей самооценки — собственное я.

Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах.

В поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы, достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.

В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.

Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.

При повышении либо снижении уровня ожиданий человек получает возможность управлять своей самооценкой, которую некоторые, к несчастью, не всегда могут адекватно применять. В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.

Самосознание — форма психического отражения, которая представляет собой осознание человеком своего образа, жизненно важных потребностей и отношение человека к самому себе. Иначе говоря, самосознание — это особый, структурный компонент психики, выражающийся в способности человека выделять самого себя как некую самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность.

Функции самосознания:

  1. познание себя, своего внутреннего мира;
  2. усовершенствование себя;
  3. осознание своей жизни и поиск её смысла.

1. Сравнение себя с другими;

Уровень притязаний

2. Свидетельства восприятия другими;

3. Оценка результатов деятельности;

4. Переживание внутренних состояний;

5. Восприятие своего внешнего облика.

4 стр., 1683 слов

… уровня притязаний личности В исследуемом классе 21 человек, из них реально оценивают свои возможности только 6 учеников. Уровень притязаний у 7 человек в классе низкий. Результат исследования уровня притязаний …

— представления о том, каким он кажется другим людям;

— представления об оценках, которые даются ему другими людьми;

— интегральное чувство Я (гордость, презрение и т. д.).

Уровень притязания что значит

В соответствии с данными представлениями человек строит свои действия, что и определяет его личность.

1. структурирование и обработка поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества;

2. мотивирование к повышению собственной значимости;

3. определение характера интерпретации индивидуального опыта;

4. обеспечение внутренней согласованности личности.

— Я — физическое, как схему собственного тела;

— Я — социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой и т. д.);

Особенности фрустрации

— Я — экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.

Образ «Я» — это устойчивая система представлений о себе, на основе которых строятся взаимоотношения с другими. Психологи фиксируют у человека множество образов «Я», попеременно выступающих на переднем плане самосознания.

1) реальное «Я» — представление о себе в момент переживания (текущее «Я»).

2) идеальное «Я» — то, каким субъект должен быть, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

3) фантастическое «Я» — то, каким субъект хотел себя видеть, если бы это было возможно.

Самооценка — это индивидуальное отношение человека к самому себе, личностное суждение о собственной ценности (как всей личности в целом, так и отдельных качеств личности).

Метод Хоппе

Самооценка — это всегда проекция «Я — реального» на «Я — идеальное». В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

12 стр., 5952 слов

… , оценка уровень притязаний превратилась в чрезвычайно ценный метод изучения личности. К. Левин рассматривает определение уровень притязаний, факторы, детерминирующие выбор цели, индивидуальные различия в уровне притязаний, механизм формирования …

Кроме того, выделяют общую и частную самооценку. Первая — это оценка личности в целом, вторая — оценка отдельных аспектов деятельности или личности.

Тесно взаимосвязан с самооценкой уровень притязаний. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки, т. е. стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний может быть частным и общим, адекватным (соответствующим способностям индивида) и неадекватным (заниженным или завышенным).

Если самооценка зависит от мнения других, то уровень притязаний напрямую связан с успехом или неуспехом в достижении целей. В исследованиях было обнаружено, что выбор задания по степени трудности зависит от успешности или неуспешности выполнения предыдущего задания. Но само переживание успеха или неуспеха зависит от отношения испытуемого к цели.

4.5. Психологическая защита — это стратегии по преодолению личностных трудностей, представленные системой механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З.

Фрейд, первым приступивший к анализу проблемы психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

3 стр., 1297 слов

… эмоциональны 32. Какие важнейшие защитные механизмы у истерических личностей? А) Агрессия,вторжение 2б вытеснение … личности Б) Диссоциальные личности В) И стерические личности 38.Какими чертами характеризуются псиоастенические личности? 1а Тревожность,мнительность,неуверенность в себе Б) Спокойное поведение … ситуационно ведут себя диссоциальные личности? А) испытывают чувство вины 2б упоно влияют на …

— идентификация — повышение собственной значимости за счет единения с персонами или социальными институтами высокого социального ранга;

— изоляция — отделение эмоциональной реакции от ситуации страха;

— сублимация — удовлетворение сексуальной потребности за счет заместительной деятельности (творчество);

— фантазия — реализация фрустрированного желания в воображении;

— эмоциональная изоляция — избегание травматических переживаний за счет уход в пассивность.

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т. п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки).

В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других.

Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу.

Потребность в самоактуализации

(реализация своих целей, способностей,

развитие собственной личности).

Эстетические потребности

(гармония, симметрия, красота, порядок)

Познавательные потребности

(знать, уметь, понимать, исследовать)

Потребности уважения (почитания)

(компетентность, достижение успехов,

одобрение, признание, авторитет).

Потребность в принадлежности и любви

(принадлежность к общности, находится рядом с людьми,

быть признанным и принятым ими).

Потребность в безопасности

(чувствовать себя защищенным, избавиться от

страха и неудач, от агрессии).

Физиологические (органические) потребности

(голод, жажда, половое влечение и т. д.).

Согласно Маслоу, человек с рождения должен пройти все эти 7 классов потребностей и образуемых ими мотивов. Однако многие люди застревают на какой-либо из потребностей и не продвигается дальше. Но вся жизнь человека, по мнению Маслоу, определяется именно стремлением к самоактуализации.

Мотив — осознанные побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину психологического характера, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

В целом мотивация — это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенного вида деятельности. Она сопровождается определенными переживаниями — положительными и отрицательными.

Совокупность потребностей и мотивов, формирующихся и развивающихся в течение жизни, составляют потребностно — мотивационную сферу человека.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения её развитости, можно оценить по следующим параметрам:

  1. широта — качественное разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей, целей.
  2. гибкость — для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше различных мотивационных побудителей более низкого уровня (использование большего арсенала средств удовлетворения мотива).
  3. иерархизированность мотивов — одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще, другие — слабее и актуализируются реже.

Иерархия мотивов является сугубо индивидуальной, характеризующей личность как уникальную, отличную от других.

9 стр., 4251 слов

… и потребности человека” Глава 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу 1.1 Теория мотивации А. Маслоу 1.2 Физиологические потребности 1.3 Потребность в … мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и … , Изд-во АлтГУ. 2004 10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., «Педагогика». 2009 11. Максимцов М …

Мотивы делятся на биологические (влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности) и социальные (интересы, идеалы, убеждения личности, играющие более значительную роль в жизни человека).

Особенности завышенной самооценки

4 стр., 1683 слов

12 стр., 5952 слов

3 стр., 1297 слов

3 стр., 1264 слов

… развернутые и сложно регулируемые паттерны родительского поведения. Механизмами родительского поведения животных являются инстинкты. Инстинктами называются врожденные акты поведения, возникающие в связи со сложными (комплексными … и дальнейшее развитие их происходит тут же. Подобная картина наблюдается, например, у кораллов и других колониальных кишечнополостных. Следующим шагом на пути …

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека.

С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем.

Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).

6 стр., 2912 слов

… побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное … процессе развития личностной структуры и непосредственно не связаны с генетическими механизмами: религиозные, эстетические, учебно-познавательные потребности, альтруизм, эгоцентризм, агрессивность …

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально- приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью).

Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т. п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать).

Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т. п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Диагностика сильно завышенной самооценки будет включать в себя выявление таких признаков, как:

  1. Самооценка личностиФанатическая вера в свои возможности. Человек, который поражён такой особенностью, не упускает момента убедить людей вокруг в своём превосходстве над ними и очень любит в любых отношениях проявлять своё я («Я всегда прав, я так считаю, я это рекомендую»).
  2. Полная невосприимчивость к критике и указаниям окружающих людей. Любые замечания в этом случае отскакивают от него, как от стенки горох, кроме этого, они вызывают сильное недовольство и яркую враждебность к окружающим.
  3. Враждебное поведение с окружающими. Ошибочно думая, что тактика нападения — это наилучший способ решения любой ситуации, индивид с завышенной самооценкой обладает качеством обыкновенно затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Слишком высокий показатель притязаний. Имея искажённое представление о действительности и о соотношении своего желания и реальных возможностей, человек пытается достичь слишком высокого, не в силах при этом справиться даже с обычными проблемами и трудностями.
  5. Наблюдается сильная эмоциональная неустойчивость. Обычно она проявляется в сильных перепадах настроения. Человек может сильно смеяться над какой-то шуткой, а уже по прошествии небольшого отрезка времени его пробирает дрожь и он начинает закатывать истерику, обвиняя окружающих людей и срывая на них свою агрессию.
  6. Особенности внешнего вида. При этом у человека можно заметить неестественно прямую осанку, гордо поднятую голову, пронизывающий взгляд, а также голос, в котором присутствуют нотки команды.
  7. Отрицание проигрыша либо неудачи. Для человека с высоким уровнем собственной оценки недопустима мысль о возможной неудаче. Он продолжает сохранять веру в собственной непогрешимости, он старается не участвовать в разговорах на такую тему и бесцеремонно обрывает собеседников, которые задают ему неудобные вопросы.

Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии, уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:

  1. Как повысить самооценкуСильная робость и осторожность в действиях. От человека с комплексом неполноценности нельзя ждать прямолинейности и твёрдости в ответах. Происходит регулярное опасение задеть чувства других, он чаще всего юлит и мямлит, но никогда не высказывает своей точки зрения.
  2. Чрезмерная требовательность. Люди с сильными комплексами пытаются тщательно добиваться совершенства во всём, придирчиво оценивая не только свои, но также и чужие действия. Такое поведение очень часто приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие люди.
  3. Попытки заслужить одобрение. Многочисленные эксперименты выявили, что неуверенный в себе человек очень сильно зависит от мнения окружающих людей. Неодобрительные взгляды и разговор со стороны для него считается непросто проблемой, а целой трагедией, которая впоследствии ведёт к возникновению новых комплексов и признаков неполноценности.
  4. В этом случае наблюдаются слишком низкие притязания. Самосознание играет в этом случае главную роль и заставляет индивида устремляться в противоположную сторону от своих настоящих желаний и возможностей. Такой человек просто не может адекватно оценивать свои способности и навыки, очень часто он продолжает оставаться «на побегушках», даже в том случае, когда на самом деле заслуживает более высокой должности в карьере.
  5. Чрезмерная любовь к постоянным жалобам. При этом нет значения, насколько обоснованы страдания человека, главное, чтобы мир вокруг знал о том, что он несчастен, болен, недоволен и раздражён.
  6. Особенный внешний вид. При этом наблюдается нерешительная и шаркающая походка, втянутая в плечи голова и быстробегающий взгляд, в котором можно прочитать вину и какое-то предчувствие плохого.
  7. Такой человек стремится выполнять желания либо указания окружающих. Не доверяя при этом своим суждениям, закомплексованный индивид легко и просто поддаётся влиянию со стороны, а также может с большой радостью переложить всю свою ответственность за поступки на другого человека. Если человек под чужим напором делает что-то незаконное либо плохое, то он с облегчением в первую очередь думает о том, что все, что происходит вокруг — это не его вина.

Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.

При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.

В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Основные методы проведения исследований

Есть три метода оценки притязания:

  1. Высота притязания: высокий либо низкий.
  2. Показатель адекватности притязаний — адекватный либо неадекватный.
  3. Общая динамика — как меняется поведение.

Метод Хоппе

Первый способ для исследования притязаний был предложен учеником К. Левина и Ф. Хоппе. Сейчас для проведения диагностики такого свойства личности есть большое количество методов. Многие из них основываются на методе оценки притязания, который был предложен Ф. Хоппе.

Такой способ строится по определённой схеме: человеку предлагается выбрать некоторую последовательность действия для решения определённого числа задач (чаще всего их количество устанавливается). Предварительно все задачи, которые однотипны по своему содержанию, классифицируются по показателю трудности.

При оптимальном показателе притязаний после хорошо решённой задачи индивид чаще всего выбирает для себя более сложную, а после неудачи, как правило, более лёгкую. Индивид с низким уровнем притязания чаще всего поступает также, а после значительной неудачи выбирает либо лёгкую задачу, либо, наоборот, слишком трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью выбранной задачи и таким способом лишний раз защитить свою репутацию. Человек же с завышенной самооценкой и показателем притязаний в любой ситуации будет выбирать лишь задачи с высоким показателем трудности.

Чаще всего при проведении тестирования показателя притязаний от человека скрывается настоящая цель проведения эксперимента. В большинстве случаев испытуемому говорят, что таким методом проверяется показатель его интеллекта. Содержание же задачи, в этом случае особо значения не имеет.

Хоппе оценивал притязания, используя для этого три фактора:

  • Какие планки устанавливает человекпрямые указания испытуемых на показатель притязания;
  • наблюдение за эмоциональным проявлением человека во время исследования, которое будет говорить о переживании успеха либо неудачи;
  • общее поведение испытуемых.

Ф. Хоппе подчёркивал, что в данной ситуации можно было получить информацию об уровне притязания человека в ходе проведения самого эксперимента. Поведение участников во время эксперимента и их резкие высказывания тщательно записывались и рассматривались с разных сторон.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Энциклопедия для девушек